Петля Нестерова относится к маневрам в вертикальной плоскости.

Петля Нестерова - фигура пилотажа, во время исполнения которой, самолет описывает замкнутую кривую, располагающуюся в вертикальной плоскости. Самолет поворачивается на 360 градусов.
Петля Нестерова - правильная, если все точки её траектории находятся в одной вертикальной плоскости, а нормальная перегрузка в течение этого манёвра остаётся одного знака и не превышает предельную по тряске.
Петля Нестерова выполняется как с прямого, так и с перевёрнутого полёта. Траектория петли может располагаться как выше, так и ниже точки ввода.

Петля Нестерова выполняется за счет запаса кинетической энергии, накапливаемого при разгоне. Начальная скорость входа в петлю при снижении превышает минимальную скорость в 3 раза, а при разгоне с работающим двигателем обычно в 1,5-2,5 раза. На самолете с большой энерговооруженностью, если же тяга больше веса самолета, петля может выполняться без разгона. Петля Нестерова может быть выполнена без изменения начальной высоты в конце выхода, с набором или с потерей высоты. На высотах более 10 км, из-за малой плотности воздуха затруднено получение необходимых перегрузок (порядка 3 и больше), выполнение петли Нестерова может оказаться невозможным. Петля Нестерова является основной фигурой сложного пилотажа, т. к. большинство других фигур пилотажа основано на ее принципах выполнения. Петля Нестерова названа в честь русского летчика Нестерова Петра Николаевича, выполнившего эту фигуру впервые в мире в 1913 г. Теоретическое обоснование такой фигуры произведено Жуковским Н. Е. в 1892 г. в труде «О парении птиц».

bild